Великие Отечественные Бренды: Сгущенка



Опубликовано 11.04.2016



Плакат «Молоко». Студия Артемия Лебедева

Мысль получить сгущенное молоко посетила французского кондитера Николя Аппера еще в 1810 году. После долгих опытов и экспериментов ему удалось выяснить, что молоко сохраняется лучше в запаянных банках, а если прокипятить такую банку, то вероятность порчи продукта будет минимальной. Однако патент на изобретение принадлежал другому человеку - предприимчивому американцу Гейлу Бордену, который только в 1858 году, взяв за основу идею французского кондитера, открыл первое производство сгущенного молока. А до этого изобрел «мясной сухарь», то, что теперь называют бульонным кубиком.

В нашей же стране первое предприятие по производству сгущенного молока появилось в Оренбурге. Уже тогда была придумана бело-голубая этикетка сама по себе ставшая брендом - фирменным стилем, который все знают с детства.

Кто же был автором этой известной на всем постсоветском пространстве этикетки? В вопросе попытались разобраться наши коллеги из живого журнала под именем streetart_ekb

Эксклюзив: Наше расследование про сгущенку!

Публикуем наше расследование о судьбе одного из самых любимых россиянами продукте - о культовой сгущенка. Просим прощения, что не использовали кат, потому что информация нам кажется эксклюзивной и ценной. Мы нашли имена создателей дизайна банки этого замечательного товара, перешагнувшего рубеж двух эпох.

Сгущённое молоко, выпускавшееся в СССР, фасовалось в жестяные консервные банки с голубыми бумажными этикетками. Этот образ оставался неизменен из десятилетия в десятилетие. Он фактически не изменился и сейчас и стал для русских людей таким же узнаваемым символом, как для американцев - банка супа Campbells. Обе банки прочно вошли в сознание граждан двух стран: СССР и США.



Банка супа "Campbells". Автор - Энди Уорхол

Интересно проследить, как массовая культура двух систем вязла в оборот «банку супа» и «банку сгущенку». И если творческая биография Campbells известна – ее проводником в мире большого поп-арта стал Энди Уорхол. Банка супа была музеефицирована и стала одним из самых узнаваемых мировых брендов.

Судьба банки сгущенки, по советской традиции, была более трудовой. Сгущенка засветилась в культовом перестроечном фильме «Курьер», став своеобразной линией фронта между поколениями.

В постсоветское время банка сгущенки была все также слабо осмыслена массовой культурой. Можно вспомнить ее появление модных дизайнерских футболках (автор - Анастасия Ладатко).



Дизайнерская майка. Автор - Анастасия Ладатко

Слабое присутствие бани сгущенки в символическом поле объясняется еще и традиционно неряшливым отношением России к богатому советскому наследию. Например, утрачена история создания этикетки банки сгущенки. Причина утраты банальна – архивы Главмолока были просто выброшены на свалку из-за отсутствия финансирования в 90-е годы.

Мы решили узнать, кто придумал этикетку банки сгущенки - этот вневременной символ, переживший СССР и дошедший до нас фактически в неизменном виде. Любопытно, что хоть сколько-нибудь скупой информации не оказалось даже в музеях молочных комбинатов, ныне выпускающих этот продукт, все еще пользующийся популярностью у населения.

Наше расследование привело нас к экспертам по этикетке. Так, по сведениям главного редактора журнала "Тара и упаковка" Игоря Смиренного, автора книги "Два века русской этикетки" (в соавторстве с Б.Н. Рахманиновым) прототип этикетки банки сгущенки был создан в 30-е годы ХХ в. В этот период над оформлением упаковок и этикеток для молочной продукции работали известные художники-графики: Литвак, Фомина, Андреев. Оригинальный товарный знак для "Главмолока", созданный Идой Фоминой, используется до настоящего времени для продукции Московского молкомбината.

Более подробной информации не смогли представить историки представить не смогли.

Ясно одно, в 30-е годы по настоящему ведущие московские художники-графики для поддержки штанов трудились над оформлением упаковки товаров народного потребления. Так и появилась, выражаясь языком искусствоведов, «угловатая, многокомпонентная графическая форма, восходящая своими корнями к конструктивизму, кубизму и раннему супермодернизму».

Автор: Евгений Насыров

















© ОРА. НОВАЯ КЛАССИКА.